Ученый в области теории и методики профессионального образования: проектно-конструкторская подготовка инженера в техническом вузе.
Кандидат технических наук (1980), доктор педагогических наук (2004).
Выпускник механического факультета Казанского химико-технологического института по специальности «Машины и аппараты химических производств», 1969-1974. Инженер-механик.
Этапы научно-преподавательской деятельности:
Кафедра гидравлики Казанского химико-технологического института: с 1974г. по 1977г. инженер; с 1977г. по 1980г. старший инженер (аспирант заочной аспирантуры).
В 1980 году в Казанском химико-технологическом институте защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук «Исследование диспергирующих устройств орошаемого пылеуловителя КХТИ».
С 1981г. по 1985г. ассистент кафедры «Инженерная графика» КХТИ; с 1985г. по 2004г. доцент кафедры «Инженерная графика» КХТИ.
В 2004 году в Казанском химико-технологическом институте защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук «Инженерное геометрическое моделирование как методологическая основа геометро-графической подготовки в техническом вузе».
С 2004г. по 2008г. профессор кафедры «Инженерная графика» КГТУ;
С 2008-заведующий кафедрой «Инженерная графика» Казанского государственного энергетического университета.
Научные направления:
с 1974г. по 1980г. - гидродинамика тонкослойных течений вязкой и аномально-вязкой жидкостей и санитарная очистка технологических газовых выбросов в промышленности.
С 1981г. по 1995г. - инновационные компьютерные технологии в проектно-конструкторской подготовке инженера в техническом вузе.
С 1995г. - теория и методика профессионального образования: проектно-конструкторская подготовка инженера в техническом вузе.
Результаты научно-преподавательской деятельности:
В период с 1974г. по 1980г. впервые получено теоретическое решение тонкослойного течения вязкой и аномально вязкой жидкости, возникающего при натекании цилиндрической струи на криволинейную осесимметричную поверхность. Экспериментально исследован процесс распада тонкого слоя жидкости при течении по осесимметричной криволинейной поверхности. На основе полученных результатов разработана методика расчета диспергирующего устройства ударного типа, успешно примененного в аппаратах пылегазочистки, получившего название «аппарат КХТИ» (науч. рук. А.Д. Глинкин). Было внедрено более 250 аппаратов КХТИ во многих городах СССР: Казань (ХК им. «Вахитова, моторостроительный з-д и т.д.), г. Москва «Станколит», г. Горький «ГАЗ», Чебоксары «Тракторный завод», Ворошиловоград «Металургический з-д», г. Одесса и других.
В 1985г. впервые в Поволжье была внедрена в учебный процесс дисциплина «Машинная графика» и адаптирован под учебный процесс пакет программ графического моделирования ФАП-КФ на базе ЕС ЭВМ. Студенты создавали программы вычерчивания оригинальных деталей, а также получали чертежи типовых деталей вариативным методом.
В 1990-1991гг. впервые в Казани изучение машинной (компьютерной) графики было переведен на персональные компьютеры. Студенты выполняли чертежи в графической системе AutoCAD.
В 1995г. впервые разработан и внедрен в учебный процесс курс «Основы геометрического моделирования и проектирования», построенный полностью на основе технологий двух и трехмерного компьютерного геометрического моделирования, качественно отличающихся от технологии начертательной геометрии.
Начиная с 2000 г. Рукавишниковым В.А. проводились теоретико-философские исследования в области проектно-конструкторской подготовки инженера в техническом вузе. Определены причины разразившегося системного кризиса, разработана диалектическая модель базового уровня проектно-конструкторской подготовки инженера, раскрывающая основные этапы и законы ее развития. В результате прогностического педагогического проектирования предложена модель качественно новой авторская дисциплины «Инженерное геометрическое моделирование» взамен устаревшего блока дисциплин базовой геометро-графической подготовки (начертательной геометрии, инженерной графики и компьютерной графики), не отвечающего современным требованиям производства, уровню развития науки и техники.
В 2007г. разработана диалектическая модель развития современной проектно-конструкторской подготовки инженеров, раскрыты основные законы и направление ее развития.
В 2009 году Рукавишников В.А возглавил сформированное на базе Казанского государственного энергетического университета региональное отделение Научно-методического совета России по графическим дисциплинам (НМС). Одной из основных задач Совета стало создание и развитие Казанской научно-педагогической школы в области проектно-конструкторской подготовки.
Период 2008-20015 связан с теоретическими исследованиями и разработками по формированию компетентностной модели подготовки специалистов в области проектно-конструкторской деятельности, позволившими определить цель, задачи, структуру и содержание подготовки, отвечающие требованиям современной цифровой экономике.
В 2012 году Рукавишников В.А награжден «Почетной грамотой» Министерства образования России.
В 2016 году впервые в России Рукавишниковым В.А. внедрена в учебный процесс качественно новая, единая, целостная, интегративная дисциплина «Инженерное геометрическое моделирование» взамен ранее изучаемых дисциплин (Начертательной геометрии, Инженерной и Компьютерной графики), реализуемая на основе цифровых трехмерных технологий. Дисциплина включила в себя также разделы по 3D-печати и 3D сканированию.
Разработан и внедрен в учебный процесс Электронный образовательный ресурс (ЭОР) для дисциплины «Инженерное геометрическое моделирование», что позволило студентам всех форм обучения изучать дисциплину, консультироваться, слушать лекции и сдавать выполненные задания в электронной форме, находясь за пределами университета в любой точке мира.
Рукавишниковым В.А. подготовлены 9 победителей и призеров всероссийских студенческих олимпиад в области компьютерного моделирования (CAD-OLYMP (Москва), КОГРАФ (Н.Новгород) и др.).
Опубликовано более 130 научных статей и учебных пособий, одна монография, имеется одно изобретение.
Ученый в области теории и методики профессионального образования: проектно-конструкторская подготовка инженера в техническом вузе.
Кандидат технических наук (1980), доктор педагогических наук (2004).
Выпускник механического факультета Казанского химико-технологического института по специальности «Машины и аппараты химических производств», 1969-1974. Инженер-механик.
Этапы научно-преподавательской деятельности:
Кафедра гидравлики Казанского химико-технологического института: с 1974г. по 1977г. инженер; с 1977г. по 1980г. старший инженер (аспирант заочной аспирантуры).
В 1980 году в Казанском химико-технологическом институте защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук «Исследование диспергирующих устройств орошаемого пылеуловителя КХТИ».
С 1981г. по 1985г. ассистент кафедры «Инженерная графика» КХТИ; с 1985г. по 2004г. доцент кафедры «Инженерная графика» КХТИ.
В 2004 году в Казанском химико-технологическом институте защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук «Инженерное геометрическое моделирование как методологическая основа геометро-графической подготовки в техническом вузе».
С 2004г. по 2008г. профессор кафедры «Инженерная графика» КГТУ;
С 2008-заведующий кафедрой «Инженерная графика» Казанского государственного энергетического университета.
Научные направления:
с 1974г. по 1980г. - гидродинамика тонкослойных течений вязкой и аномально-вязкой жидкостей и санитарная очистка технологических газовых выбросов в промышленности.
С 1981г. по 1995г. - инновационные компьютерные технологии в проектно-конструкторской подготовке инженера в техническом вузе.
С 1995г. - теория и методика профессионального образования: проектно-конструкторская подготовка инженера в техническом вузе.
Результаты научно-преподавательской деятельности:
В период с 1974г. по 1980г. впервые получено теоретическое решение тонкослойного течения вязкой и аномально вязкой жидкости, возникающего при натекании цилиндрической струи на криволинейную осесимметричную поверхность. Экспериментально исследован процесс распада тонкого слоя жидкости при течении по осесимметричной криволинейной поверхности. На основе полученных результатов разработана методика расчета диспергирующего устройства ударного типа, успешно примененного в аппаратах пылегазочистки, получившего название «аппарат КХТИ» (науч. рук. А.Д. Глинкин). Было внедрено более 250 аппаратов КХТИ во многих городах СССР: Казань (ХК им. «Вахитова, моторостроительный з-д и т.д.), г. Москва «Станколит», г. Горький «ГАЗ», Чебоксары «Тракторный завод», Ворошиловоград «Металургический з-д», г. Одесса и других.
В 1985г. впервые в Поволжье была внедрена в учебный процесс дисциплина «Машинная графика» и адаптирован под учебный процесс пакет программ графического моделирования ФАП-КФ на базе ЕС ЭВМ. Студенты создавали программы вычерчивания оригинальных деталей, а также получали чертежи типовых деталей вариативным методом.
В 1990-1991гг. впервые в Казани изучение машинной (компьютерной) графики было переведено на персональные компьютеры. Студенты выполняли чертежи в графической системе AutoCAD.
В 1995г. впервые разработан и внедрен в учебный процесс курс «Основы геометрического моделирования и проектирования», построенный полностью на основе технологий двух и трехмерного компьютерного геометрического моделирования, качественно отличающихся от технологии начертательной геометрии.
Начиная с 2000 г. Рукавишниковым В.А. проводились теоретико-философские исследования в области проектно-конструкторской подготовки инженера в техническом вузе. Определены причины разразившегося системного кризиса, разработана диалектическая модель базового уровня проектно-конструкторской подготовки инженера, раскрывающая основные этапы и законы ее развития. В результате прогностического педагогического проектирования предложена модель качественно новой дисциплины «Инженерное геометрическое моделирование» взамен устаревшего блока дисциплин базовой геометро-графической подготовки (начертательной геометрии, инженерной графики и компьютерной графики), не отвечающего современным требованиям производства, уровню развития науки и техники.
В 2007г. разработана диалектическая модель развития современной проектно-конструкторской подготовки инженеров, раскрыты основные законы и направление ее развития.
В 2009 году Рукавишников В.А возглавил сформированное на базе Казанского государственного энергетического университета региональное отделение Научно-методического совета России по графическим дисциплинам (НМС). Одной из основных задач Совета стало создание и развитие Казанской научно-педагогической школы в области проектно-конструкторской подготовки.
Период 2008-20015 связан с теоретическими исследованиями и разработками по формированию компетентностной модели подготовки специалистов в области проектно-конструкторской деятельности, позволившими определить цель, задачи, структуру и содержание подготовки, отвечающие требованиям современной цифровой экономики.
В 2012 году Рукавишников В.А награжден «Почетной грамотой» Министерства образования России.
В 2016 году впервые в России Рукавишниковым В.А. внедрена в учебный процесс качественно новая, единая, целостная, интегративная авторская дисциплина «Инженерное геометрическое моделирование» взамен ранее изучаемых дисциплин (Начертательной геометрии, Инженерной и Компьютерной графики), реализуемая на основе цифровых трехмерных технологий. Дисциплина включает в себя также разделы по 3D-печати и 3D сканированию.
Разработан и внедрен в учебный процесс Электронный образовательный ресурс (ЭОР) для дисциплины «Инженерное геометрическое моделирование», что позволило студентам всех форм обучения изучать дисциплину, консультироваться, слушать лекции и сдавать выполненные задания и т.д. в электронной форме, находясь за пределами университета в любой точке мира.
Под руководством Рукавишникова В.А в 2016 защищена кандидатская диссертация Усановой Е.
В 2016 году впервые в России Виктор Алексеевич содает на кафедре инженерной графики студенческое конструкторское бюро "СКБ ЭнергоCАD" на базе современных цифровых 3D технологий моделирования и аддитивных технологий. Кафедра на собственные средства закупила первый в КГЭУ 3D-принтер, на котором были напечатаны первые студенческие модели.
В 2018 году СКБ "ЭнергоCAD" был отмечен специальным дипломом на IV Всероссийском конкурсе СНО.
В 2021 Рукавишниковым В.А. создана лаборатория "Аддтивных технологий". Сейчас (2023 год) лаборатория имеет 25 - 3D-принтеров, один 3D-сканер, 6 станков с ЧПУ, а также компьютерный класс с мощными системными блоками и двумя дисплеями по 24 дюйма каждый.
Рукавишниковым В.А. подготовлены 9 победителей и призеров всероссийских студенческих олимпиад в области компьютерного моделирования (CAD-OLYMP (Москва), КОГРАФ (Н.Новгород) и др.).
Опубликовано более 150 научных статей и учебных пособий, две монографии, имеется одно изобретение.
В 2018 году за значительные заслуги в области теории и практики педагогической науки награжден серебряной медалью "К.Д. УШИНСКОГО".