Сведения об образовательной организации
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи

Профиль: Электромобильный и беспилотный транспорт

Образовательная программа по направлению подготовки бакалавров

 

13.03.02 «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»

 

Направленность (профиль) «ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНЫЙ И БЕСПИЛОТНЫЙ ТРАНСПОРТ»

 

Нормативные сроки получения образования

очная форма обучения – 4 года (бюджетных мест - 25),

заочная форма обучения – 4 года 11 месяцев (бюджетных мест - 5).

 

 

Кафедра «Электротехнические комплексы и системы» (ЭТКС)

Телефон: +7 (843) 519-43-54

Заведующий кафедрой – Павлов Павел Павлович

E-mail: kgeu-et@yandex.ru

 

Целенаправленная политика развитых стран по глобальной трансформации современные транспортных систем на основе электромобильного и беспилотного транспорта, определяет необходимость переходу к новому технологическому и промышленному укладу, важной особенностью которого станет альтернативный топливно-энергетический баланс.

В настоящее время по всему миру быстро растет общий объем инвестиций в производство электромобильного и беспилотного транспорта и создание инфраструктуры для него. Идущие преобразования затронут не только отрасль транспорта, но и связанные с ней сегменты смежных отраслей. Принятие стандартов углеродной нейтральности, использование искусственного интеллекта, а также интеграция принципиально новой инфраструктуры и новых видов транспорта в повседневную жизнь потребуют развития сопутствующих технологий, глубокой модернизации существующих и создания новых производств для широко спектра отраслевых задач: разработка и производство электротранспорта, беспилотных транспортных средств и их компонентов, организация энергетической и информационной инфраструктуры, обеспечение кибербезопасности, утилизация и др.

В условиях быстрого развития и совершенствования электромобильного и беспилотного транспорта решающую роль играет подготовка квалифицированных кадров, способных в короткие сроки освоить сложное электротехническое и телекоммуникационное оборудование транспортных средств, а также необходимой энергетической и информационной инфраструктуры, научиться понимать взаимодействие их элементов и поддерживать необходимый уровень технической готовности при эксплуатации.

Обучение по направлению «Электромобильный и беспилотный транспорт» предполагает подготовку выпускника кафедры для работы в качестве инженерно-технического персонала, обладающего компетенциями в сфере проектирования, внедрения, изготовления, эксплуатации и ремонта электрического, беспилотный и подключенный транспорта, систем энергообеспечения транспортной системы, электрического и телекоммуникационного оборудования и сетей транспортной инфраструктуры, бортовых источников и накопителей энергии транспортных средств, силовых преобразователей и тягового электрического привода, электрического и беспилотного подвижной состав городского общественного транспорта, беспилотного индивидуального транспортного средства, гибридных автомобилей, электромобилей и зарядных станций.

 

Выпускники профиля могут работать руководителями (главный инженер, начальник цеха/отдела), специалистами (инженер-конструктор, руководитель проекта, технолог, менеджер):

- на производственных предприятиях транспортной отрасли, выпускающих электромобильный и беспилотный транспорт;

- в ремонтных и эксплуатационных подразделениях железнодорожного и городского электротранспорта;

- на автотранспортных и авторемонтных предприятиях, обслуживающих беспилотный и подключенный транспорт;

- на электромашиностроительных заводах, выпускающих тяговые электрические машины и силовые преобразователи;

- в электроэнергетических сетях, обслуживающих зарядную инфраструктуру электромобилей;

- в организациях по продаже промышленного электрического и телекоммуникационного оборудования для транспортной инфраструктуры.

 

Основная профессиональная образовательная программа бакалавриата «Электромобильный и беспилотный транспорт» реализуется ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» (КГЭУ), разработана выпускающей кафедрой «Электротехнические комплексы и системы» и представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную КГЭУ с учетом требований рынка труда, на основе федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования (ФГОС ВО 3++), а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.

Основная профессиональная образовательная программа подготовки бакалавров «Электромобильный и беспилотный транспорт» направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов в области проектирования, обслуживания и эксплуатации электротехнического оборудования электромобильного и беспилотного транспорта и энергетической инфраструктуры.

 

Область профессиональной деятельности выпускника

 

Область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя совокупность технических средств, способов и методов человеческой деятельности для производства, передачи, распределения, преобразования, применения электрической энергии, управления потоками энергии, разработки и изготовления элементов, устройств и систем, реализующих эти процессы; разработку, изготовление и контроль качества элементов, аппаратов, устройств, систем и их компонентов, реализующих вышеперечисленные процессы.

Объектами профессиональной деятельности выпускников по указанному профилю подготовки «Электромобильный и беспилотный транспорт» являются: электрические машины, трансформаторы, техника сильных электрических и магнитных полей, электромеханические комплексы и системы, включая их управление и регулирование, электрические и электронные аппараты, комплексы и системы электромеханических и электронных аппаратов, автоматические устройства и системы управления потоками энергии, управляемые электромеханические и технологические системы, включающие электрические, электромеханические, механические и информационные преобразователи и устройства, предназначенные для преобразования электрической энергии в механическую (и наоборот), различные виды электрического транспорта, автоматизированные системы его управления и средства обеспечения оптимального функционирования транспортных систем, элементы и системы электрического оборудования автомобилей.

 

Виды профессиональной деятельности выпускника

 

Бакалавры по программе «Электромобильный и беспилотный транспорт» подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности на предприятиях:

- проектная;

- эксплуатационная.

 

Государственная итоговая аттестация

 

Государственная итоговая аттестация выпускника бакалавриата КГЭУ является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной программы в полном объёме и проводится в виде защиты выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа бакалавра выполняется в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится выпускник.

При выполнении и публичной защите выпускной квалификационной работы, обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. Требования к содержанию, объёму и структуре выпускной квалификационной работе приведены в оценочных средствах государственной итоговой аттестации по данной программе.

 

ОБРАЩЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ

 

 

 

 

Руководитель бакалаврской программы:

Аухадеев Авер Эрикович,

кафедра «Электротехнические комплексы и системы»,

кандидат технических наук, доцент.

 

 

Мировой рынок электромобилей даже во время пандемии в 2020 г. показал рост 5 % на фоне 18-процентного падения продаж автотранспорта. Автоконцерны еженедельно анонсируют новые модели электромобилей и декларируют отказ от двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Большинство крупных автопроизводителей стран Европы, Азии, Северной Америки прекращают выпуск автотранспорта с ДВС, как грузового, так и легкового, в течение ближайших 10–15 лет. Одновременно более чем в 20 государствах, включая страны Европы, Китай, Индию, Японию, Южную Корею и др., уже приняты или готовятся к принятию ограничительные меры, касающиеся производства и продаж транспорта с жидким топливом. Все это обусловлено тем, что на транспортный сектор приходится 23 % всех выбросов парниковых газов в мире. Сокращение выбросов за счет электрификации транспорта - ключевой пункт Парижского соглашения, участником которого является и Россия.

В настоящее время Правительство РФ разработало программу развития отечественного электротранспорта, в том числе и за счет ограничения импорта и требований обязательной локализации батареи и тяговых электродвигателей. Наряду с электромобильным в России активно развивается и беспилотный транспорт. На заседании президиума Совета при Президенте РФ была одобрена стратегия по инновационному развитию транспорта в России. Одной из ее целей является развитие рынка частично и полностью беспилотных транспортных средств с долей отечественных производителей 60 % к 2035 г.

В 2021/2022 учебном году КГЭУ один из первых в России впервые набирает группу из 25 студентов по новой образовательной программе для бакалавров по направлению подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» направленности на профиль «Электромобильный и беспилотный транспорт». Программа разработана профессорско-преподавательским составом кафедры «Электротехнические комплексы и системы» и ведущими специалистами профильных предприятий-партнеров. Через четыре года, когда КГЭУ выпустит первых бакалавров, получивших высшее образование по программе «Электромобильный и беспилотный транспорт», такие кадры будут очень востребованы на рынке труда.

Подготовка бакалавров по профилю «Электромобильный и беспилотный транспорт» дает глубокую подготовку в области электроэнергетики и электротехники. Студенты изучают аспекты производства, преобразования, накопления, передачи и использования электрической энергии и электротехнической информации, а также принципы и средства управления объектами действующих или создаваемых электротехнических комплексов и систем промышленного и транспортного назначения, получают знания по современным основам технологии производства, эксплуатации, обслуживания и ремонта систем электропривода, электроснабжения, электрооборудования электромобильных и беспилотных транспортных средств.

В процессе обучения студенты получают фундаментально образование по математике, информатике, математическому моделированию, прикладному и системному программированию, компьютерному делопроизводству и компьютерной графике, по применению прикладных программ (Matlab, MathCAD, Mathematica, LabView, Statistica и др.) и баз данных для решения инженерных задач, а также по интеллектуальным системам, информационным технологиям, включая интернет-технологии.

Выпускающая кафедра «Электромобильный и беспилотный транспорт» обладает современной учебной и лабораторной базой. Эффективному освоению навыков и умений, а также получению профессиональных компетенции способствуют высокопрофессиональный педагогический коллектив кафедры. Предусмотренные учебным планом практики организуются на ведущих предприятиях Республики Татарстан и России.

 

Научно-исследовательская работа кафедры развивается по следующим направлениям:

 разработка систем автоведения для городского электрического транспорта;

 разработка энергоэффективных тяговых двигателей для электроподвижного состава;

 разработка силовых преобразователей для зарядных станций электромобилей;

 разработка мобильных зарядных станций для электромобилей;

 разработка бортовых накопителей энергии и систем контроля параметров;

 моделирование транспортных потоков городских агломераций;

 повышение эффективности использования электрической энергии в системе городского электрического транспорта.

 

ПАРТНЕРЫ

 

Зарубежные и российские партнеры

Для студентов старших курсов бакалавриата действует система поддержки академической мобильности. Бакалавры получают возможность пройти одну или несколько стажировок в ведущих университетах России и мира на период  до одного года.

Кафедра имеет прочно налаженные связи со следующими университетами:

 Vysoké učení technické v Brně (Чехия),

 Ho Chi Minh city university of transport (Вьетнам),

 Technical University of Sofia (Болгария),

 НГТУ (Новосибирск),

 НИУ МЭИ (ТУ) (Москва),

 ПГУПС Императора Александра I (Санкт Петербург).

 

Базы прохождения практик

Кафедра имеет многолетние устойчивые научно-технические связи  со многими научными коллективами, промышленными предприятиями и коммерческими фирмами транспортной отрасли. Бакалавры проходят научно-производственную практику на таких организациях как:

 предприятия городского электрического транспорта (Казань, Набережные Челны, Санкт-Петербург, Москва);

 подразделения ОАО «Российские железные дороги» (Эксплуатационное вагонное депо «Юдино», Моторвагонное депо «Казань»);

 производственные и коммерческие предприятия и общественные организации (ПАО «Камаз», ЗАО «Акку-фертриб», ООО «ПромЭнерго», АНО «Рестарт», ИЦ «Энергоразвитие»; ГК «Татэлектромаш»; Phoenix Contact GmbH & Co, Keysight Technologies, Inc. и др.).

 

В целях повышение качества подготовки бакалавров путем усиления практической направленности образовательного процесса, углубления и закрепления знаний и компетенций, полученных в процессе теоретического обучения совместно с предприятиями-партнерами на кафедре ЭТКС создана научно-учебная лаборатория по исследованию и тестированию электротехнического оборудования электромобилей и зарядной инфраструктуры. Особенностью данной лаборатории является организация учебного процесса на реально функционирующей зарядной станции и действующей модель модели электромобиля.

 

В целях повышения уровня прикладной направленности научных исследований, внедрения результатов исследований в производство, профессиональной адаптации обучающихся, развития у них творческого, гибкого и адаптивного мышления, необходимого для эффективной работы на предприятиях энергетической отрасли при МУП «Метроэлектротранс» создана базовая кафедра «Проектирование и эксплуатация электрического транспорта», являющаяся интегрированной образовательной структурой ФГБОУ ВО «КГЭУ».

 

Основными задачами базовой кафедры «Проектирование и эксплуатация электрического транспорта» является организация и проведение всех видов практик студентов в МУП «Метроэлектротранс» с использованием технологических возможностей МУП «Метроэлектротранс», а именно:

- руководство дипломными проектами (работами) студентов,

- руководство учебно-исследовательской работой студентов,

- проведение циклов лабораторных работ,

- проведение мастер-классов, обеспечивающих учебно-научную и конструкторско-технологическую подготовку и специализацию по профилю отрасли и предприятия,

- руководство подготовкой диссертационных работ на соискание ученых степеней соответствующего профиля аспирантами КГЭУ.

 

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

 

Цель программы бакалавриата «Электромобильный и беспилотный транспорт»: формирование у студента общекультурных и общепрофессиональных компетенций, основанных на общенаучных знаниях, позволяющих ему успешно трудиться в избранной сфере деятельности, способствующих социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, и профессиональных компетенций для видов деятельности: проектная и эксплуатационная в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки.

При реализации образовательной программы используются специальные помещения, которые представляют собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, дипломного и курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ИСУ «КГЭУ».

 

ДИСЦИПЛИНЫ:

 

Обязательная (базовая) часть:

• Философия

• История (История России, Всеобщая история)

• Правоведение

• Экономика

• Экология

• Менеджмент

• Технологии самообразования и самоорганизации

• Иностранный язык

• Русский язык и культура речи

• Безопасность жизнедеятельности

• Электробезопасность и охрана труда

• Физическая культура и спорт

• Высшая математика

• Специальные разделы математики

• Методы моделирования и исследования

• Физика

• Химия

• Информационные и компьютерные технологии

• Инженерное геометрическое моделирование

• Теоретическая механика

• Прикладная механика

• Материаловедение

• Электротехническое и конструкционное материаловедение

• Метрология, стандартизация  и сертификация

• Технические измерения

• Теоретические основы электротехники

• Электрические цепи и электротехнические устройства

• Теоретические основы теплотехники

• Тепловая и ядерная энергетика

• Энергетические машины, аппараты и установки

• Современные способы производства электроэнергии

• Электрический привод

• Электрические машины

• Электрооборудование промышленности

• Силовая электроника

• Электрические и электронные аппараты

• Системы автоматического регулирования и управления

• Общая энергетика

 

Дисциплины, формируемые участниками образовательных отношений:

• Основы теории электрической тяги

• Электропитающее оборудование транспортных средств и энергетическая инфраструктура

• Силовые преобразователи электромобилей и зарядных станций

• Электромобильный транспорт

• Проектирование электрооборудования электромобильного и беспилотного транспорта

• Организация эксплуатации электромобилей и зарядной инфраструктуры

• Проектирование тяговых электрических машин

• Эксплуатационная надежность электрического транспорта

• Беспилотный транспорт

• Системы управления транспортом

• Техническая диагностика и обслуживание электрооборудования электромобильного и беспилотного транспорта

 

 

ДОКУМЕНТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника» для уровня высшего образования - магистратура, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 года № 1500; http://fgosvo.ru/Elektroenergetika.pdf

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 № 1367;

- нормативно-методические документы Минобрнауки России;

- Устав ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» https://kgeu.ru/Document/GetDocument/66311e75-61af-4415-a109-5688ccc09cc9;

- локальные акты ФГБОУ ВО «КГЭУ».

- Лицензия https://kgeu.ru/Document/GetDocument/70f932d7-a2bd-487a-acd4-d0088eeb07c6;

- Свидетельство о государственной аккредитации, приложение к свидетельству о государственной аккредитации https://kgeu.ru/Document/GetDocument/b639b3f9-f21d-4c84-8fcd-dab6228ffb2e;

- Правила приема в магистратуру на 2019-2020 учебный год https://kgeu.ru/Document/GetDocument/99cc9aaa-caf0-4329-9510-bbdf8945080b;

- Учебный план https://kgeu.ru/Sveden/OpInfo10?year=2018.

   

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Учебно-методическое и библиотечно-информационное обслуживание студентов и преподавателей при реализации магистерской по направлению подготовки 13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника» обеспечивается:

- индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечным системам «Лань», «НЭЛБУК», «Айбукс», к электронной информационно-образовательной среде ИСУ «КГЭУ», к модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среде LMS Moodle. Электронно-библиотечная система, электронная информационно-образовательная среда, объектно-ориентированная динамическая обучающая среда LMS Moodle обеспечивают возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», как на территории университета, так и вне ее. ИСУ «КГЭУ» и LMS Moodle обеспечивают доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». ЭБС и электронная информационно-образовательная среда обеспечивают одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе магистратуры;

- комплектом лицензионного программного обеспечения, представленным в ИСУ «КГЭУ»;

- доступом (удаленным доступом) к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определен в рабочих программах дисциплин (модулей).