Образовательная программа по направлению подготовки бакалавров
13.03.02 «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»
Направленность (профиль) «ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНЫЙ И БЕСПИЛОТНЫЙ ТРАНСПОРТ»
Нормативные сроки получения образования
очная форма обучения – 4 года (бюджетных мест - 25),
заочная форма обучения – 4 года 11 месяцев (бюджетных мест - 5).
Кафедра «Электротехнические комплексы и системы» (ЭТКС)
Телефон: +7 (843) 519-43-54
Заведующий кафедрой – Павлов Павел Павлович
E-mail: kgeu-et@yandex.ru
Целенаправленная политика развитых стран по глобальной трансформации современные транспортных систем на основе электромобильного и беспилотного транспорта, определяет необходимость переходу к новому технологическому и промышленному укладу, важной особенностью которого станет альтернативный топливно-энергетический баланс.
В настоящее время по всему миру быстро растет общий объем инвестиций в производство электромобильного и беспилотного транспорта и создание инфраструктуры для него. Идущие преобразования затронут не только отрасль транспорта, но и связанные с ней сегменты смежных отраслей. Принятие стандартов углеродной нейтральности, использование искусственного интеллекта, а также интеграция принципиально новой инфраструктуры и новых видов транспорта в повседневную жизнь потребуют развития сопутствующих технологий, глубокой модернизации существующих и создания новых производств для широко спектра отраслевых задач: разработка и производство электротранспорта, беспилотных транспортных средств и их компонентов, организация энергетической и информационной инфраструктуры, обеспечение кибербезопасности, утилизация и др.
В условиях быстрого развития и совершенствования электромобильного и беспилотного транспорта решающую роль играет подготовка квалифицированных кадров, способных в короткие сроки освоить сложное электротехническое и телекоммуникационное оборудование транспортных средств, а также необходимой энергетической и информационной инфраструктуры, научиться понимать взаимодействие их элементов и поддерживать необходимый уровень технической готовности при эксплуатации.
Обучение по направлению «Электромобильный и беспилотный транспорт» предполагает подготовку выпускника кафедры для работы в качестве инженерно-технического персонала, обладающего компетенциями в сфере проектирования, внедрения, изготовления, эксплуатации и ремонта электрического, беспилотный и подключенный транспорта, систем энергообеспечения транспортной системы, электрического и телекоммуникационного оборудования и сетей транспортной инфраструктуры, бортовых источников и накопителей энергии транспортных средств, силовых преобразователей и тягового электрического привода, электрического и беспилотного подвижной состав городского общественного транспорта, беспилотного индивидуального транспортного средства, гибридных автомобилей, электромобилей и зарядных станций.
Выпускники профиля могут работать руководителями (главный инженер, начальник цеха/отдела), специалистами (инженер-конструктор, руководитель проекта, технолог, менеджер):
- на производственных предприятиях транспортной отрасли, выпускающих электромобильный и беспилотный транспорт;
- в ремонтных и эксплуатационных подразделениях железнодорожного и городского электротранспорта;
- на автотранспортных и авторемонтных предприятиях, обслуживающих беспилотный и подключенный транспорт;
- на электромашиностроительных заводах, выпускающих тяговые электрические машины и силовые преобразователи;
- в электроэнергетических сетях, обслуживающих зарядную инфраструктуру электромобилей;
- в организациях по продаже промышленного электрического и телекоммуникационного оборудования для транспортной инфраструктуры.
Основная профессиональная образовательная программа бакалавриата «Электромобильный и беспилотный транспорт» реализуется ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» (КГЭУ), разработана выпускающей кафедрой «Электротехнические комплексы и системы» и представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную КГЭУ с учетом требований рынка труда, на основе федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования (ФГОС ВО 3++), а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.
Основная профессиональная образовательная программа подготовки бакалавров «Электромобильный и беспилотный транспорт» направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов в области проектирования, обслуживания и эксплуатации электротехнического оборудования электромобильного и беспилотного транспорта и энергетической инфраструктуры.
Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя совокупность технических средств, способов и методов человеческой деятельности для производства, передачи, распределения, преобразования, применения электрической энергии, управления потоками энергии, разработки и изготовления элементов, устройств и систем, реализующих эти процессы; разработку, изготовление и контроль качества элементов, аппаратов, устройств, систем и их компонентов, реализующих вышеперечисленные процессы.
Объектами профессиональной деятельности выпускников по указанному профилю подготовки «Электромобильный и беспилотный транспорт» являются: электрические машины, трансформаторы, техника сильных электрических и магнитных полей, электромеханические комплексы и системы, включая их управление и регулирование, электрические и электронные аппараты, комплексы и системы электромеханических и электронных аппаратов, автоматические устройства и системы управления потоками энергии, управляемые электромеханические и технологические системы, включающие электрические, электромеханические, механические и информационные преобразователи и устройства, предназначенные для преобразования электрической энергии в механическую (и наоборот), различные виды электрического транспорта, автоматизированные системы его управления и средства обеспечения оптимального функционирования транспортных систем, элементы и системы электрического оборудования автомобилей.
Виды профессиональной деятельности выпускника
Бакалавры по программе «Электромобильный и беспилотный транспорт» подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности на предприятиях:
- проектная;
- эксплуатационная.
Государственная итоговая аттестация
Государственная итоговая аттестация выпускника бакалавриата КГЭУ является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной программы в полном объёме и проводится в виде защиты выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа бакалавра выполняется в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится выпускник.
При выполнении и публичной защите выпускной квалификационной работы, обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. Требования к содержанию, объёму и структуре выпускной квалификационной работе приведены в оценочных средствах государственной итоговой аттестации по данной программе.
ОБРАЩЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ
Руководитель бакалаврской программы:
Аухадеев Авер Эрикович,
кафедра «Электротехнические комплексы и системы»,
кандидат технических наук, доцент.
Мировой рынок электромобилей даже во время пандемии в 2020 г. показал рост 5 % на фоне 18-процентного падения продаж автотранспорта. Автоконцерны еженедельно анонсируют новые модели электромобилей и декларируют отказ от двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Большинство крупных автопроизводителей стран Европы, Азии, Северной Америки прекращают выпуск автотранспорта с ДВС, как грузового, так и легкового, в течение ближайших 10–15 лет. Одновременно более чем в 20 государствах, включая страны Европы, Китай, Индию, Японию, Южную Корею и др., уже приняты или готовятся к принятию ограничительные меры, касающиеся производства и продаж транспорта с жидким топливом. Все это обусловлено тем, что на транспортный сектор приходится 23 % всех выбросов парниковых газов в мире. Сокращение выбросов за счет электрификации транспорта - ключевой пункт Парижского соглашения, участником которого является и Россия.
В настоящее время Правительство РФ разработало программу развития отечественного электротранспорта, в том числе и за счет ограничения импорта и требований обязательной локализации батареи и тяговых электродвигателей. Наряду с электромобильным в России активно развивается и беспилотный транспорт. На заседании президиума Совета при Президенте РФ была одобрена стратегия по инновационному развитию транспорта в России. Одной из ее целей является развитие рынка частично и полностью беспилотных транспортных средств с долей отечественных производителей 60 % к 2035 г.
В 2021/2022 учебном году КГЭУ один из первых в России впервые набирает группу из 25 студентов по новой образовательной программе для бакалавров по направлению подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» направленности на профиль «Электромобильный и беспилотный транспорт». Программа разработана профессорско-преподавательским составом кафедры «Электротехнические комплексы и системы» и ведущими специалистами профильных предприятий-партнеров. Через четыре года, когда КГЭУ выпустит первых бакалавров, получивших высшее образование по программе «Электромобильный и беспилотный транспорт», такие кадры будут очень востребованы на рынке труда.
Подготовка бакалавров по профилю «Электромобильный и беспилотный транспорт» дает глубокую подготовку в области электроэнергетики и электротехники. Студенты изучают аспекты производства, преобразования, накопления, передачи и использования электрической энергии и электротехнической информации, а также принципы и средства управления объектами действующих или создаваемых электротехнических комплексов и систем промышленного и транспортного назначения, получают знания по современным основам технологии производства, эксплуатации, обслуживания и ремонта систем электропривода, электроснабжения, электрооборудования электромобильных и беспилотных транспортных средств.
В процессе обучения студенты получают фундаментально образование по математике, информатике, математическому моделированию, прикладному и системному программированию, компьютерному делопроизводству и компьютерной графике, по применению прикладных программ (Matlab, MathCAD, Mathematica, LabView, Statistica и др.) и баз данных для решения инженерных задач, а также по интеллектуальным системам, информационным технологиям, включая интернет-технологии.
Выпускающая кафедра «Электромобильный и беспилотный транспорт» обладает современной учебной и лабораторной базой. Эффективному освоению навыков и умений, а также получению профессиональных компетенции способствуют высокопрофессиональный педагогический коллектив кафедры. Предусмотренные учебным планом практики организуются на ведущих предприятиях Республики Татарстан и России.
Научно-исследовательская работа кафедры развивается по следующим направлениям:
разработка систем автоведения для городского электрического транспорта;
разработка энергоэффективных тяговых двигателей для электроподвижного состава;
разработка силовых преобразователей для зарядных станций электромобилей;
разработка мобильных зарядных станций для электромобилей;
разработка бортовых накопителей энергии и систем контроля параметров;
моделирование транспортных потоков городских агломераций;
повышение эффективности использования электрической энергии в системе городского электрического транспорта.
ПАРТНЕРЫ
Зарубежные и российские партнеры
Для студентов старших курсов бакалавриата действует система поддержки академической мобильности. Бакалавры получают возможность пройти одну или несколько стажировок в ведущих университетах России и мира на период до одного года.
Кафедра имеет прочно налаженные связи со следующими университетами:
Vysoké učení technické v Brně (Чехия),
Ho Chi Minh city university of transport (Вьетнам),
Technical University of Sofia (Болгария),
НГТУ (Новосибирск),
НИУ МЭИ (ТУ) (Москва),
ПГУПС Императора Александра I (Санкт Петербург).
Базы прохождения практик
Кафедра имеет многолетние устойчивые научно-технические связи со многими научными коллективами, промышленными предприятиями и коммерческими фирмами транспортной отрасли. Бакалавры проходят научно-производственную практику на таких организациях как:
предприятия городского электрического транспорта (Казань, Набережные Челны, Санкт-Петербург, Москва);
подразделения ОАО «Российские железные дороги» (Эксплуатационное вагонное депо «Юдино», Моторвагонное депо «Казань»);
производственные и коммерческие предприятия и общественные организации (ПАО «Камаз», ЗАО «Акку-фертриб», ООО «ПромЭнерго», АНО «Рестарт», ИЦ «Энергоразвитие»; ГК «Татэлектромаш»; Phoenix Contact GmbH & Co, Keysight Technologies, Inc. и др.).
В целях повышение качества подготовки бакалавров путем усиления практической направленности образовательного процесса, углубления и закрепления знаний и компетенций, полученных в процессе теоретического обучения совместно с предприятиями-партнерами на кафедре ЭТКС создана научно-учебная лаборатория по исследованию и тестированию электротехнического оборудования электромобилей и зарядной инфраструктуры. Особенностью данной лаборатории является организация учебного процесса на реально функционирующей зарядной станции и действующей модель модели электромобиля.
В целях повышения уровня прикладной направленности научных исследований, внедрения результатов исследований в производство, профессиональной адаптации обучающихся, развития у них творческого, гибкого и адаптивного мышления, необходимого для эффективной работы на предприятиях энергетической отрасли при МУП «Метроэлектротранс» создана базовая кафедра «Проектирование и эксплуатация электрического транспорта», являющаяся интегрированной образовательной структурой ФГБОУ ВО «КГЭУ».
Основными задачами базовой кафедры «Проектирование и эксплуатация электрического транспорта» является организация и проведение всех видов практик студентов в МУП «Метроэлектротранс» с использованием технологических возможностей МУП «Метроэлектротранс», а именно:
- руководство дипломными проектами (работами) студентов,
- руководство учебно-исследовательской работой студентов,
- проведение циклов лабораторных работ,
- проведение мастер-классов, обеспечивающих учебно-научную и конструкторско-технологическую подготовку и специализацию по профилю отрасли и предприятия,
- руководство подготовкой диссертационных работ на соискание ученых степеней соответствующего профиля аспирантами КГЭУ.
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
Цель программы бакалавриата «Электромобильный и беспилотный транспорт»: формирование у студента общекультурных и общепрофессиональных компетенций, основанных на общенаучных знаниях, позволяющих ему успешно трудиться в избранной сфере деятельности, способствующих социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, и профессиональных компетенций для видов деятельности: проектная и эксплуатационная в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки.
При реализации образовательной программы используются специальные помещения, которые представляют собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, дипломного и курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ИСУ «КГЭУ».
ДИСЦИПЛИНЫ:
Обязательная (базовая) часть:
• Философия
• История (История России, Всеобщая история)
• Правоведение
• Экономика
• Экология
• Менеджмент
• Технологии самообразования и самоорганизации
• Иностранный язык
• Русский язык и культура речи
• Безопасность жизнедеятельности
• Электробезопасность и охрана труда
• Физическая культура и спорт
• Высшая математика
• Специальные разделы математики
• Методы моделирования и исследования
• Физика
• Химия
• Информационные и компьютерные технологии
• Инженерное геометрическое моделирование
• Теоретическая механика
• Прикладная механика
• Материаловедение
• Электротехническое и конструкционное материаловедение
• Метрология, стандартизация и сертификация
• Технические измерения
• Теоретические основы электротехники
• Электрические цепи и электротехнические устройства
• Теоретические основы теплотехники
• Тепловая и ядерная энергетика
• Энергетические машины, аппараты и установки
• Современные способы производства электроэнергии
• Электрический привод
• Электрические машины
• Электрооборудование промышленности
• Силовая электроника
• Электрические и электронные аппараты
• Системы автоматического регулирования и управления
• Общая энергетика
Дисциплины, формируемые участниками образовательных отношений:
• Основы теории электрической тяги
• Электропитающее оборудование транспортных средств и энергетическая инфраструктура
• Силовые преобразователи электромобилей и зарядных станций
• Электромобильный транспорт
• Проектирование электрооборудования электромобильного и беспилотного транспорта
• Организация эксплуатации электромобилей и зарядной инфраструктуры
• Проектирование тяговых электрических машин
• Эксплуатационная надежность электрического транспорта
• Беспилотный транспорт
• Системы управления транспортом
• Техническая диагностика и обслуживание электрооборудования электромобильного и беспилотного транспорта
ДОКУМЕНТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника» для уровня высшего образования - магистратура, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 года № 1500; http://fgosvo.ru/Elektroenergetika.pdf
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 № 1367;
- нормативно-методические документы Минобрнауки России;
- Устав ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» https://kgeu.ru/Document/GetDocument/66311e75-61af-4415-a109-5688ccc09cc9;
- локальные акты ФГБОУ ВО «КГЭУ».
- Лицензия https://kgeu.ru/Document/GetDocument/70f932d7-a2bd-487a-acd4-d0088eeb07c6;
- Свидетельство о государственной аккредитации, приложение к свидетельству о государственной аккредитации https://kgeu.ru/Document/GetDocument/b639b3f9-f21d-4c84-8fcd-dab6228ffb2e;
- Правила приема в магистратуру на 2019-2020 учебный год https://kgeu.ru/Document/GetDocument/99cc9aaa-caf0-4329-9510-bbdf8945080b;
- Учебный план https://kgeu.ru/Sveden/OpInfo10?year=2018.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Учебно-методическое и библиотечно-информационное обслуживание студентов и преподавателей при реализации магистерской по направлению подготовки 13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника» обеспечивается:
- индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечным системам «Лань», «НЭЛБУК», «Айбукс», к электронной информационно-образовательной среде ИСУ «КГЭУ», к модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среде LMS Moodle. Электронно-библиотечная система, электронная информационно-образовательная среда, объектно-ориентированная динамическая обучающая среда LMS Moodle обеспечивают возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», как на территории университета, так и вне ее. ИСУ «КГЭУ» и LMS Moodle обеспечивают доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». ЭБС и электронная информационно-образовательная среда обеспечивают одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе магистратуры;
- комплектом лицензионного программного обеспечения, представленным в ИСУ «КГЭУ»;
- доступом (удаленным доступом) к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определен в рабочих программах дисциплин (модулей).